Сайкоби́лли (англ. Psychobilly) — жанр рок-музыки, сочетающий экспрессию и агрессивность панк-рока с мелодикой кантри и рокабилли. Само название жанра происходит от слов Psychodelic и Rockabilly, то есть психоделическое рокабилли. Как правило, в сайкобилли-группах вместо бас-гитары используется контрабас (преемственность с рокабилли). Вместе с контрабасом используются барабаны и гитара. Большинство групп жанра в своих текстах эксплуатирует загробную и фантастическую тематику (The Meteors, Demented Are Go, Batmobile, Krewmen, Guana Batz, Cramps, Mad Sin). Некоторые сайкобилли-группы придерживаются более традиционной рок-н-ролльной тематики и добавляют романтику вестерна в свою музыку (The Quakes, Reverend Horton Heat).

Относительно музыки, жанр впервые использовали CRAMPS в 1975 году. У ранних CRAMPS не было не только контрабаса, но даже и бас-гитары, зато было две гитары - одна тяжелая, а другая легкая. Это и было "классическое" сайко. СRAMPS, не смотря на очень своеобразное звучание, стали основоположниками нового стиля, формула которого: "рокабилли плюс панк, а главное дух и энергия". От них же пошли и нетрадиционные темы для песен, взятые из фильмов категории "Б" - ужасы, космическая и прочая фантастика, уличные хулиганы и, как правило, все это не без юмора. Следующими классиками стали группа The Meteors, организованная лидером группы Paul P.Fenech в 1975 году в Великобритании. Их история начинается на концерте CRAMPS, хотя сегодня Paul P.Fenech этого не признает. И очень многие, в том числе и лидер группы Paul P.Fenech, считают, что "only the Meteors are pure psychobilly", т.е. только Меteors играют настоящее, чистое, "классическое" сайко. Но, по крайней мере, Меteors - это самая первая европейская сайко команда, и наиболее культовая из всех. А вторая, пожалуй даже больше известная западной широкой публике - это KING KURT (считается что тенденция психов забриваться пошла именно с них). Причём музыка этой группы вообще ни на что не похожа, у них в составе даже есть саксофон. Совсем другая тематика текстов, очень своеобразное шоу, афроритмы, латинос, каверы на джазовые стандарты и при этом рокабилли, панк, драйв. Такой была вторая по хронологии и первая в смысле коммерческого успеха европейская сайко группа.

Золотое время жанра было в восьмидесятых годах,а его центром стал лондонский KLUB FOOT, поэтому то звучание типа "ранний" Batmobile, группа Аrchie, вообще 1я и 2я сайко-атаки называется klub foot psychobilly однако в конце девяностых сайкобилли снова обрело популярность с приходом таких групп, как Tiger Army, Godless Wicked Creeps, Astro-Zombies. В 2002 году датская группа Nekromantix выпустила свой альбом «Return Of The Loving Dead» на студии Hellcat в США, чем подтолкнула интерес американской аудитории к сайкобилли в Европе. Сейчас жанр сайкобилли популярен в таких странах, как Россия, Великобритания, Германия, Нидерланды.

В последнее время стиль начал изменяться — музыка стала более агрессивной, и в традиционное сайкобилли проник метал (Os Catalepticos, Cenobites). Мода, стиль одежды людей, серьезно увлекающихся сайкобилли, представляет собой что-то среднее между модой панков и исчезнувших teddy boys: тяжелые ботинки Dr. Marten’s, узкие джинсы, кожаные куртки, «элвисовские прически», а также большое количество татуировок, колец, значков и т. д. Большая часть аудитории на концертах — белые молодые люди от 15 до 30 лет. Несмотря на то, что сайкобилли во многом связано с панк-роком, сайкобилли совершенно не политизировано, однако, всегда антисоциально в мелкохулиганском и бунтарском плане.

Психоделический рок (англ. Psychedelic rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и в Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелес). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены).

Психоделический рок — сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.

В статье «Психоделия: новое модное словечко и что оно означает», появившейся в октябре 1966 в газете Melody Maker, гитарист группы Hollies Грэм Нэш, посещавший ранее психоделические сессии в США, писал: «Они стараются воссоздать ЛСД-сессию без использования наркотиков… это попытка раскрыть сознание до предела. В теории, мы задействуем только 20 процентов мозга, но при приеме ЛСД — целых восемьдесят. Они пытаются добиться того же самого, но посредством сочетания музыки и световых эффектов».

Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов.

Известные исполнители этого направления:
    Grateful Dead
    Jefferson Airplane
    Quicksilver Messenger Service
    Country Joe And The Fish
    The Doors
    Love
    Big Brother and the Holding Company
    The Jimi Hendrix Experience
    The Beatles
    High Tide
    Pink Floyd и Сид Баррет
    Rolling Stones
    Samla Mammas Manna
    Traffic
    Camel
    Art Zoyd
    Soft Machine
    The Incredible String Band

Рокабилли (англ. Rockabilly) — разновидность рок-н-ролла, ориентированная на белую публику. Рокабилли зародился в США в середине 1950-х гг., когда Элвис Пресли начал играть рок-н-ролл с ярко выраженными элементами кантри и блюза. Помимо Пресли, крупнейшими мастерами этого направления были Джонни Кэш («Folsom Prison Blues»), Рой Орбисон («Only the Lonely»), Карл Перкинс («Blue Suede Shoes»), Джерри Ли Льюис («Great Balls of Fire»), Бадди Холли («Peggy Sue»), Джин Винсент («Be-Bop-A-Lula»), Эдди Кохран («Summertime Blues») и Рики Нельсон («Be Bop Baby»).

Под влиянием этого американского направления в Великобритании сформировались такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, которые стали играть более энергичный, «мускулистый» рок. Так называемое «британское вторжение» этих групп на американский рынок в 1964-65 годах положило конец популярности рокабилли в Америке.