Среди различных типов воспитания психологи и медики выделяют один как наиболее неблагоприятный - это маятникообразное воспитание. За одни и те же поступки ребенка сегодня могут наказать, завтра похвалить. Один родитель требует одно, другой - противоположное.
При маятникообразном воспитании нет твёрдой линии в общении с ребенком. Противоречивость предъявляемых требований заставляет его каждый раз приспосабливаться к ситуации, что создает большие психические перегрузки.
У одних детей от этого может появиться неуверенность в себе, замкнутость; другие начинают быстро извлекать пользу из этой ситуации, уклоняясь от выполнения разумных требований, ожидают, что другой члены семьи их отменит. Как найти точную меру поощрения и неодобрения поведения ребенка?
Требования к нему должны обязательно проходить сквозь призму любви, любви ровной, соединенной с пониманием возможностей ребенка, его особенностей. Мы часто применяем в воспитании наших детей такие методы, даже не задумываясь о том, что в их основе - не уважение к маленькому человеку - человеку! - а именно неуважение к нему: окрик, команда, приказ, наказание за непослушание.
Хорошо еще, если мы снисходим до обьяснения, до разумно-спокойного разговора, до убеждения, но последнее слово всегда - за нами, даже если оно неверно, нелогично, неразумно. Детская бесправность е родной семье тянет корни из темных домостроевских времен: загляните в том пословиц и поговорок, составленный В. И. Далем, немало там примеров народной мудрости, призывающих родителей к строгости. Бесправность детей - традиция? Но у того же Даля куда больше примеров родительской доброты, материнской сердечности, отцовской ласки.
Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом расположении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиниться распоряжению и выполнять его охотно. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже vi на упрашивание.
2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком большого напряжения.
3. Оно должно быть разумным, то есть должно противоречить здравому смыслу.
4. Оно не должно противоречить другому распоряжению - вашему или второго родителя.